Сны и сновидения Макса Эрнста





Все искусство художника — это сны и сновидения. Героями своих картин-сновидений Макс Эрнст сделал химер. 

Основные химеры — человек-птица, женщина-птица, люди-птицы. Птица в картинах – символ биографии художника. Образ связан с детскими воспоминаниями. 

Макс очень любил птиц, у него была с ними, по его словам, интимно-мистическая связь.

 

 

«Птицы, рыба-змея и пугало», 1921

Staatsgalerie Moderner Kunst, Munich, Germany     

 

 

 

 

 

 

«Женщина-птица», 1921

Частная коллекция    

 

 

 

 

Мир Первой мировой войны. Чудовищная фигура лишь отдаленно напоминает слона и несет четкие следы военного прошлого. Отдельные элементы ассоциируются с противогазом, паровым котлом, железной каской, военной машиной разрушения – танком, а клыки фантастического псевдослона сильно похожи на два острых клинка.

«Целебес или Cлоны Целебеса», 1921

Галерея Тейт, Лондон

Название картины также имеет скрытый смысл. Целебес – это индонезийский остров (Сулавеси), очертания которого напоминают слона.  

Хотя  сам Эрнст говорил, что сюжет картины был навеян детской считалкой, в которой упоминается «слон с Целебеса, похожий на беса».   Еще одна отсылка, связанная с островом, – это изображение, напоминающее голову буйвола с металлическими рогами. На Сулавеси действительно обитает карликовый буйвол.

Знал ли об этом художник или он подразумевал что-то иное? Теперь уже никто об этом не узнает…