Пауль Клее: человек без паспорта





🎨Швейцарский художник и график 

🎨Отец — немец, преподаватель музыки, мать — певица, от них страсть к скрипке и вокалу передалась сыну

🎨Учился живописи в Мюнхене и в Академии изящных искусств вместе с Кандинским. В Италии открыл для себя архитектуру и живопись Ренессанса  

🎨В 1911 вошел в экспрессионистскую группу «Синий всадник», познакомился с Арпом. В   Париже встретился с Робером Делоне, увидел работы Пикассо, Руссо, Брака 

🎨Большое впечатление на художника произвела поездка в 1914 в Тунис  

🎨Участвовал в Первой мировой войне, но служил далеко от фронта

🎨Иллюстрировал  издание повести Вольтера «Кандид»  

🎨В 1921—1930 годах преподавал  

🎨В 1925 году участвовал в парижской выставке сюрреалистов.

🎨В 1933 году был вынужден вернуться в Швейцарию

🎨В 1935 году большая выставка в Берне 

🎨В 1937 году 17 его работ фигурировали на пропагандистской выставке нацистов «Дегенеративное искусство»  

🎨В 1940 году состоялась последняя большая прижизненная выставка мастера в Цюрихе  

🎨Похоронен в Лугано, через несколько лет урна с прахом перенесена на кладбище в Берне

🎨Имя Пауля Клее носит выставочный центр в Берне

 

Пауль Клее глубоко изучил произведения не только примитивных народов, но и досконально знал творчество немецких экспрессионистов, фовистов (направление во французской живописи начала XX века), кубистов.  Но несмотря на глубокую эрудицию, он обладал своим оригинальным неповторимым стилем.

“Золотая рыбка” (The Goldfish), 1925

“Сказка Гофмана” (Tale of Hoffmann), 1925

 “Ландшафт с желтыми птицами” (Landscape with Yellow Birds), 1923

Его богатые и разнообразные на оттенки образы наполнены личными интуитивными впечатлениями и подсознательными ассоциациями. Картины напоминают детское творчество или народный примитивизм.

“Крепкий сон” (Strong Dream), 1929

 “Маска с маленьким флагом” (The Mask with the Little Flag), 1925

“Кукольный театр” (Puppet Theatre), 1923

«Цвет овладел мной. Мне не нужно гнаться за ним. Он овладел мной навсегда, я это знаю. Вот смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я – художник», – писал Клее после поездки в Тунис. 

“Волнорезы” (Groynes), 1925 

“Семнадцать” (Seventeen), 1923 

В своих работах он использовал различные техники и материалы (акварель, масло, тушь). Иногда уже готовую картину разрезал на части, из которых затем собирал новую, на манер коллажа.

“Братья и сестры” (Siblings), 1930

“Кот и птица” (Cat and Bird), 1928

“Сказка гнома” (Fairy tale of the Dwarf), 1925

“Место близнецов” (The Place of the Twins), 1929

Как и Кандинский, художник рассматривал видимую сущность как небольшую часть «общей сущности». Его интересовали внутренние законы вещей и их соотношение друг с другом, он пытался найти параллели с новыми мирами.

“Черный рыцарь” (Black Knight), 1927

“Натюрморт с голубем” (Still Life with Dove), 1931  

Пик его творческой зрелости и наибольший успех приходятся на 1930-е годы.

“Будущий человек” (The Future Man), 1933

“Последний наемник” (The Last of the Mercenaries), 1931

“Редкая листва” (Sparse Foliage), 1934

«Танцовщица», 1932 

В июне 2011 года эта картина была продана на торгах Christie’s в Лондоне за  6,8 млн долларов США. Это стало аукционным рекордом для произведений художника. 

С 1933 года художник живет в Берне. В Швейцарии началась мрачная фаза творчества Клее: в 1935 он заболел склеродермией — редким кожным заболеванием. 

По словам куратора «Центра Пауля Клее» Фабьенн Эггельхёфер, «Пауль Клее был исключительно продуктивным художником, оставившим более 10 тысяч работ. Для человека, который прожил всего шестьдесят лет и в последние годы боролся с тяжелой болезнью, это свидетельствует о большой самоотдаче и целеустремленности».

«Исключенный из списка» (Struck from the List), 1933  

«Огонь, полнолуние» (Fire, Full Moon), 1933  

«Вид кошки» (A Kind of Cat), 1937  

«Легенда о Ниле» (Legend of the Nile), 1937  

 «Гавань с парусниками» (Harbour with sailing ships), 1937 

Многие картины конца 1930-х годов истолковываются как предчувствие художником приближавшейся смерти. 

«Парк идолов» (Park of Idols), 1938 

“Ваза” (The  Vase), 1938

Художник торопился: в 1936 году он написал только 25 работ, а 1939-м их было уже более 1200.   

«Аллегория пропаганды» (An allegory of Propaganda), 1939 

«Героические розы» (Heroic Roses), 1938 

Последними работами  художника были так называемые “картины с поперечной штриховкой”, которые по своему «стенографическому» исполнению ассоциируются с формами природы  

«Смерть и огонь» (Death and Fire), 1940 

«Странствующий цирк» (The Travelling Circus), 1940 

 «Эта звезда учит прогибаться» (Dieser Stern lehrt beugen), 1940

В том же году в возрасте 60 лет Клее умер в Муральто, под Локарно.

На следующий день после смерти ему было присвоено швейцарское гражданство, которого он ждал в течение семи лет.

Бернский «Центр Пауля Клее» стал настоящим памятником великому швейцарскому художнику и одной из самых популярных достопримечательностей города.