Жан Арп: самый абстрактный из сюрреалистов





🔅Жан Арп (Ханс Арп) — французский поэт, художник, график, скульптор

🔅Учился в Страсбургской школе искусств и ремесел и в Академии Жюлиана в Париже

🔅В 1915 в Цюрихе стал одним из зачинателей дадаизма.

🔅В 1917 начал заниматься скульптурой 

🔅В 1924 г.  входит в круг сюрреалистов, был близок к абстракционизму 

🔅В 1954 получил на Биеннале в Венеции Большую премию по скульптуре  

🔅В 1959 — Орден Почётного легиона.

🔅В 1961 стал кавалером Ордена литературы и искусства

🔅В 1963  присуждена Большая национальная художественная премия Франции 

🔅В 1964 — Большая художественная премия земли Северный Рейн — Вестфалия и Премия Карнеги 

🔅В 1965 — Золотая медаль Министерства культуры Италии, Премия Гёте Гамбургского университета

 

Арп никогда не ограничивался рамками какого-либо направления, одного из многочисленных «измов», никогда не принадлежал к какой-то определенной группе художников.

Попав в Париже под влияние сюрреалистов, Арп в период между 1920 и 1929 годами разработал совершенно новый, безошибочно узнаваемый набор форм: вещи обретают признаки «человеческого», люди становятся «вещами». 

“Голова с усами”, 1926

​ ”Начало пейзажа”, 1927

”Танец”, 1926

”Птицы в аквариуме”, 1920

Арп выражал идею: человек больше не является «мерилом всех вещей», как это провозглашалось еще с эпохи Возрождения.

”Человек, усы, пупок”

”Листья и капли”

Поэтичные и полные метафизическое смысла произведения Арпа часто включают рельефные  формы, напоминающие органические образования. 

”Форма земного леса”

”Созвездие с 5 белыми формами и 2 чёрными”

​  ”Усатая шляпа”

Арп вдохновлялся скоплениями звезд, облаков, камней. Искусство Арпа замкнуто на себе, хотя в то же время оно поражает своей многогранностью.

”Рубашка спереди и вилка”

”Цветочный молоток”

«Ветвь в центре»

Изменчивая, можно даже сказать, «флюидная» пластика ярко проявляется в трехмерных композициях мастера, считающихся центральными в его искусстве.

 ”Созвездия”

Начиная примерно с 1930-х годов скульптура стала центральной темой творчества мастера. Арп предпочитал гипс.

Благодаря этому нейтральному, легко поддающемуся формовке материалу художник получал гладкие поверхности, ровные линии. Он иногда переделывал работы, и гипс давал возможность что-то убрать или добавить. 

”Рост”

”Человеческая масса”

Арп не следовал заранее обдуманному плану. Рвал бумагу, готовил гипс и в то же время поручал помощникам изготовить слепки со своих скульптур, необходимые для того, чтобы, казалось бы, завершенная вещь стала отправной точкой для новой. Иногда делил скульптуры на сегменты, комбинировал или вырезал из них новую форму.

”Воспоминание о формах: человеческое, лунное, призрачное”

 ”Туловище преадамита”

Для  Арпа немаловажными были поиски соотношений размеров и различных материалов (дерева, бронзы, мрамора, известняка, гранита, алюминия). Так в  1953 году его помощник увеличил 39-сантиметровую скульптуру до монумента высотой более трех метров, получившего название «Wolkenhirt».

 ”Небесный пастух”

“Вдохновение”

В скульптурах Арпа отчетливо отражено новое отношение к природе. На смену многовековому стремлению художников ее «изобразить» пришло желание «формировать» в манере, аналогичной природным процессам.

”Звезда”

 ”Пагода фруктов”

“Деметра”, задуманная в последнее десятилетие жизни художника, является кульминацией его долголетнего изучения человеческой формы, интерпретируемого здесь через классические сюжетные линии греческой мифологии.

Бронзовая скульптура была задумана в 1960 году и создана в 1964 году. Впоследствии было сделано 5 бронзовых отливок.

“Деметра”

 

Творчество Арпа не может быть втиснуто в рамки того или иного определения, стиля, техники; к нему неприменима одномерная либо обобщающая трактовка.

Его именем назван культурный центр в Кламаре, улица в XIII округе Парижа. С 1979 в Кламаре действует Фонд Арпа (в 2004 получил статус национального музея). 

Самая крупная коллекция произведений Арпа находится в Музее нового и современного искусства в Страсбурге, площадь перед которым носит имя художника.