Ханс Беллмер и его куклы





🔹Известный в Берлине рекламный графический дизайнер прославился именно благодаря своим рисункам, скульптурам и фотографиям

🔹Будучи одновременно и художником, и скульптором, и фотографом, и писателем, использовал весь спектр средств самовыражения 

🔹Одной из высоких целей Ханса Беллмера было стремление помочь людям избавиться от застарелых комплексов, высвободить их подлинную натуру 

🔹Немецкий сюрреалист, мало известный широкой публике, он оказал  довольно серьезное влияние на многих художников, фотографов и музыкантов второй половины 20-го века 

🔹Автор «испорченной малютки»: работу над своей первой шарнирной куклой Беллмер начал в 1933 году, вдохновленный рядом событий из личной жизни 

🔹Моделью и музой для его сюрреалистических экспериментов стала жена Беллмера Уника Цюрн — писательница и самобытная художница  

🔹В 1959 и 1964 его творчество было представлено на международных выставках современного искусства «documenta» —  выставка современного искусства, проходящая каждые пять в Касселе  

🔹«Фильм о Хансе Беллмере» (1972) сняла французский кинорежиссёр Катрин Бине (в заглавной роли — Майкл Лонсдейл).

🔹Его куклы послужили прототипами  для некоторых монстров в Silent Hill-2  и Ghost in the Shell-2 

🔹Слава «извращенного», «помешанного на сексе», «одержимого» художника  прочно закрепилась за ним в мире, а художественная ценность его работ по-прежнему вызывает споры искусствоведов и зрителей 

Хотя творчество Беллмера не выходит за рамки концепции сюрреализма, приверженцы которого активно исследовали взаимосвязь эротики и смерти, тему бессознательных желаний и инстинктов, его работы у многих вызывают отторжение. 

Сначала Беллмер иллюстрировал книги Сада, Лотреамона, Арагона, Жоэ Буске, Рене Кревеля, Жоржа Батая, Уники Цюрн, «Историю О» Полины Реаж.  #ХансБеллмер

Sketches after Nature, 1930-1932

В 1933 году Ганс Беллмер создал свою первую куклу-конструктор. Художник говорил, что хотел сделать игрушку для взрослых, которая смогла бы освободить их от комплексов. 

Метод избавления от комплексов заключался в том, что куклу можно было разбирать на части, компоновать их по желанию и затем любоваться своим творением. Таким образом, уничтожая необходимость общаться со всей женщиной,  утверждалась абсолютная власть мужчины над ней. ​​

“Визитной карточкой стала” «Кукла», созданная в 1934 году. Развернутая вполоборота женская фигурка с деформированными формами и без внутренних органов при первом взгляде вызывает отторжение, но, как утверждал психоаналитик Зигмунд Фрейд, зная детство человека, можно понять, «откуда ноги растут». 

В 1934 году 18 фотографий кукол, вызвавших восхищение Андре Бретона, были опубликованы в парижском журнале «Минотавр». В том же году серия «Die Puppe» («Кукла») была отпечатана крошечным тиражом в частном издательстве г. Карлсруэ без имени автора, который, тем не менее, был причислен после этого нацистской пропагандой к “дегенеративному искусству”. 

В 1937 году художник создает изображение «Волчок», план незавершенной скульптуры. Это подвеска символизировала женское начало.  Автор сравнивает здесь извечное стремление привязанной к мужчине женщины проникать в суть окружающих ее вещей.  

С 1953 года моделью и музой для его сюрреалистических экспериментов стала жена Беллмера Уника Цюрн — писательница и самобытная художница, сумасшедшая самоубийца, с детства страдавшая шизофренией.  

Эти двое нашли друг друга и не расставались в течение 17 лет. 

Кстати, покончила Уника с собой после того, как в 1970 году с Беллмером случился инсульт, навсегда приковавший его к постели. За пять лет до собственной смерти на похоронном венке для Уники Беллмер написал: «Моя любовь последует за тобой в Вечность».  

Автопортрет, 1942

В 1975 году художник  ушел из жизни. Образность Беллмера оказала влияние на многих современных художников, в частности, на Синди Шерман и братьев Чепмен.

Автопортрет, 1971